Денис Ткачук. Очередное занятие Астраханского отделения СМЛ.

Занятие началось с диалога о детской литературе. Участники обменялись мнениями о сюжетах и источниках вдохновения для написания детских произведений. Алия Ленивец рассказала об обучении на курсах для детских писателей и подчеркнула, что для детей нужно писать не хуже, чем для взрослых, а даже лучше, чётче; дети умны и восприимчивы к серьёзным темам, поэтому надо исключать сюсюканье и примитивизацию. Полина Лехем поделилась своими знаниями, почёрпнутыми на литературном семинаре в Смоленске, где писательницы Елена Усачёва и Екатерина Матюшкина рассказали, что простые произведения о животных уже написаны, и что надо не бояться искать новые темы для творчества.

На занятие пришли два новых участника — Алёна Долина и Ришат Байчурин. Присутствующие провели разборы произведений Полины Лехем, Вениамина Глейхмана, Екатерины Хотжаевой, Дианы Джукашевой, Ришата Байчурина. Своим взглядом на представленное творчество активно делились Екатерина Сороколетова, Екатерина Дубошина, Анастасия Астанина, Наталия Говорухина.

 В перерыве завязалась дискуссия об использовании звукописи и аллитерации. Эти два приёма в идеале должны подчёркивать вложенный в стихотворные строки смысл. Например, в известном стихотворении Блока «Незнакомка» происходят такие чудесные вещи:

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух

— слова «дик» и «глух» оба оканчиваются на глухие согласные;

Дыша духами и туманами,
Она садится у окна

— здесь в первой строке идёт чередование букв «д-а-д-а-т-а»: ДышА ДухАми и ТумАнАми, и дальше опорная «а» меняется на «е»:

И веют древними поверьями
Её упругие шелка…

Такое использование опорных гласных завораживает читателя/слушателя — то есть делает с ним то, что происходит с лирическим героем, который как в гипнозе наблюдает за незнакомой девушкой.

Или вот такое короткое, но сильное стихотворение Осипа Мандельштама:

Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернёшь, —
Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож…

Если отбросить гласные, то в каждой строке мы увидим чередование букв в-р-н-ж и р-н-ш. Последняя строка показывает нам, что для поэта, сосланного в Воронеж, в слове «Воронеж» умещаются (а значит, отождествляются с городом) понятия «блажь», «ворон», «нож». Все три слова имеют негативную коннотацию, причём два последних — явно символы смерти. Поэт понимает, что эта ссылка может стать для него смертельной.

Следующее собрание планируется провести 9 апреля.
 

Поделиться:


Денис Ткачук. Очередное занятие Астраханского отделения СМЛ.: 1 комментарий

Добавить комментарий для Алексей Казанцев Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *