Анатолий Гужвин: «Духовность должна быть первична!»

На днях астраханцы добром вспоминали своего губернатора Анатолия Петровича Гужвина, которому сейчас исполнилось бы 75. В далёком уже 1998 году я взял у главы региона интервью, которое вошло потом в книгу публицистики «Кому на Руси жить». Перечитал его – и в очередной раз поразился мудрости незабвенного Анатолия Петровича. Как современно звучат сегодня его размышления о нравственной сути нашей жизни, о роли культуры и литературы! Впрочем, вы можете убедиться в этом сами, прочтя часть того давнего (из прошлого уже века!) обширного интервью. Как хотелось бы видеть в нынешних чиновниках единомышленников покойного астраханского губернатора!

Юрий Щербаков

Анатолий Петрович, наше время как только не называют – и судьбоносным, и переломным, и подлым. Я назвал книгу публицистики «Очерки смутного времени». Но суть, конечно, не в подборе подходящего эпитета, а в том, что перестроечная и постперестроечная неразбериха породила в каждом из нас идейную и психологическую сумятицу. Для одной, и надо признать, довольно большой части населения нынешнее время – это переход от производительного труда к массовой спекуляции. Для других, напротив, благодатная пора расцвета их хозяйственной смётки и торгового таланта, для некоторых – золотые денёчки ловли рыбки в мутной воде. Как вы оцениваете наше время?

Давайте будем «танцевать» по-русски – от печки. Каким бы ни было нынешнее время, нам в нём выпало жить. Это объективная реальность. И столь широкий разброс мнений о сущности последних лет её, эту реальность, как раз и отражает. Странным было бы полное единодушие народа в оценке нынешнего времени, которое, на мой взгляд, создаёт предпосылки к максимальному самовыражению человека.

Сложнее сегодня приходится тем, у кого за годы советской власти сформировался устойчивый поведенческий стереотип: отбыл на службе положенное время – получи денежку, гарантированную государством. Ломать этот стереотип очень сложно, но нужно. Сегодня оплата труда становится по-настоящему заработанной платой, которую прежнее честное, но бесплодное просиживание штанов на рабочем месте уже не гарантирует. Мало того, и само это рабочее место, что называется, на улице не валяется. Его нужно суметь найти. Заметьте, найти, а не получить, как прежде. Конечно, можно ностальгически вздыхать о недавнем прошлом, когда выпускник института не ломал голову над проблемой трудоустройства. Можно, но нужно ли? Не конструктивнее ли обратить душевную энергию на поиск своего места в этом неуютном времени, которое, повторюсь, даёт-таки возможность проявить себя. Важно только, чтобы проявление это носило созидательный характер.

Астраханская земля пережила на своём веку много потрясений. Бунты, смуты, мятежи, недовольство властью – всё это именовалось совсем недавно в учебниках истории красивым термином «прозрение народа». Только прозрение это всегда было, увы, прозрением от брюха, а не от духа. Заводчиками бунтов вовсю использовались самые что ни на есть плотские, низменные запросы толпы. К сожалению, приём этот используется и сегодня. И попробуйте убедить пенсионерку Марью Ивановну в том, что «прозреть» её нынче призывают чистой воды демагоги, если она третий месяц не получает пенсию.

Власть хорошей не бывает. Власть – это насилие и ограничение во имя стабильной жизни общества. Конечно, соблюсти разумный баланс между необходимым принуждением и не менее необходимым поощрением инициативы, очень сложно. Но если это удаётся, и жизнь течёт по законам, данным властью, то сама власть как бы уходит в тень, становится незаметной. Такой вариант, на мой взгляд, идеален. Плохо, когда власть взахлёб расхваливают, ибо чаще всего славословие инициируется самой властью, плохо и когда люди власть ругмя ругают – это создаёт почву для тех самых смут, мятежей, бунтов, о которых вы говорите. Однако недовольство властью, как нравственная категория, безусловно полезно. Полезно, грубо говоря, для прочистки мозгов. Свежий тому пример – акция протеста 27 марта. Как никогда остро, понял я в тот день, что людей главным образом тревожат не сегодняшние трудности – их-то уж как-нибудь преодолеем – а отсутствие веры в будущее. Народ попросту не знает, как будет жить дальше. Когда мы строили социализм, ориентиры «светлого будущего», пусть размытые, нечёткие, но были! Даже то, что потом назвали «застоем», было, хоть это и звучит странновато, стабильным застоем, и люди могли уверенно прогнозировать своё завтра. Сегодня раздражённые сограждане справедливо винят власть в том, что она никак не сформулирует, в каких социальных условиях будет жить страна в обозримом будущем, как будет выглядеть общество, расслоившееся на богатых и бедных, и как, в конце концов, произойдёт его расслоение. Не ведают люди и о социальных гарантиях государства, если, конечно, таковые завтра будут. Отсюда, от незнания – раздражённость, недовольство, а то и озлобленность.

Мы уже неоднократно сегодня использовали слово «смута». Именно такое название дал, кстати, своей новой книге мой добрый знакомый, известный волгоградский прозаик Анатолий Евтушенко. Позволю себе процитировать горький, печальный и правдивый вывод, который он сделал в одной из новелл: «Оказывается, нехватка яств лишает общество не только элементарной сытости, но и возвышенных побуждений. Мы заняты брюхом. Нам не до размышлений на высокие темы». Мне кажется, вы не только солидарны с волгоградским писателем, но и многое делаете для того, чтобы астраханцы, кроме «прозрения от брюха», не забывали всё-таки и «возвышенных побуждений».

Не хочу попусту разглагольствовать о том, что первично: бытие или сознание. По-моему, это всё равно, что затевать высокоумный спор на тему: кто выше – Пушкин или Лермонтов! Как практик, попытаюсь немного поразмышлять о бытии, дающем элементарную сытость, о которой писал ваш волгоградский знакомый. Сейчас в общественном сознании забрезжила наконец мысль: для того, чтобы дать людям материальное благополучие, вовсе не обязательно исповедовать идеологический штамп: «вначале государство, потом человек». Я прекрасно отношусь к людям старшего поколения, которые вынесли немыслимые тяготы под лозунгом: «Сначала думай о Родине, а потом о себе!» Они-то о Родине, о государстве думали, а вот государство о них… К сожалению, власть не уловила тот момент, когда обязана была заняться насущными, бытовыми проблемами каждого человека. Попытайтесь, к примеру, вспомнить, как выглядела банка сгущённого молока в ваши детские годы. Точно так же, как сегодня, верно? Что, неужели за минувшие десятилетия нельзя было изменить форму банки или расфасовку? А зачем – ведь и так берут! Вот по такой логике у нас строили жильё и производили продукты, шили одежду и конструировали бытовую технику. А это как раз и заставляло людей «заниматься брюхом», отрываясь от «размышлений на высокие темы».

Тем более, что принцип такого государственного формализма вовсю использовался по отношению к носителям «возвышенных побуждений». В 1986 году, будучи секретарём обкома КПСС, я обращался в ЦК и правительство с просьбой об открытии в Астрахани музыкального театра. Ходатайство было подкреплено достаточно убедительными фактами: в городе давно и успешно работает консерватория, здесь бережно сохраняются традиции высокой музыкальной культуры, заложенные великими певицами Максаковой и Барсовой, фестивали, осенённые этими именами, с участием лучших оперных исполнителей и музыкантов, стали своеобразной «визитной карточкой» астраханской культуры. Но в ответ на свои аргументы мы получили один факт-отписку: в Астрахани-де насчитывается 498 тысяч жителей, а музыкальные театры положено открывать в городах с населением свыше 500 тысяч человек… И, как бы ни называли наше время, но именно в последние «смутные» годы мы добились-таки открытия в Астрахани музыкального театра! У этого коллектива ещё много и творческих, и организационных проблем, но он работает, и каждая его премьера становится событием в культурной жизни области.

По моему глубокому убеждению, духовность должна быть первична. Иными словами, не потому культура «в загоне», что мало на неё выделяется денег, а напротив – в бюджете нет средств, потому что общество в целом ещё недостаточно культурно! Поднять этот уровень – общая наша задача. Потому и писателям мы стараемся помогать. Кстати, ещё в обкомовские времена добились мы того, чтобы Нижне-Волжское издательство установило твёрдую ежегодную «квоту» на публикацию книг астраханских авторов. И сегодня администрация спонсирует выпуск произведений земляков. Всё это – не нарочито шумная рекламно-филантропическая компания. Помогая писателям, мы помогаем себе. Это – государственная политика. И я, как государственный чиновник, облечённый высшей властью в области, её провожу.

Русские писатели по завету великого правдолюба Некрасова обязаны «сеять разумное, доброе, вечное». С каждым годом эта добровольная ноша всё тяжелее. Слава Богу, что жив в душах совестливых литераторов отчий завет: тяжёл крест, да надо несть. Но складывается впечатление, что государству нашему эта жертвенность не нужна! Даже попыток оно не делает дать писателям «социальный заказ», использовать это святое желание служить Отечеству! Есть ли у нас вообще национальная идеология? Или она низведена до служения богу наживы – Мамоне? Какую молодёжь мы воспитаем под лозунгами: «Обогащайтесь!», «Хоть день да мой!» и т. д.?

Разумное, доброе, вечное и социальный заказ в привычном, «партийном» смысле – категории столь же несовместимые, как гений и злодейство. Хотя бывают, конечно, исключения – такие, как великая шолоховская «Поднятая целина». Сегодня, на мой взгляд, социальный заказ, или, вернее, наказ писателю как раз и должен состоять в пожелании сеять разумное, доброе, вечное! Как бы трудно ни было литераторам, они должны говорить о корневых понятиях, постижение которых превращает дикую орду в цивилизованное общество: о любви к родной земле, к исторической памяти народа, о сочувствии и сострадании заботам и бедам сограждан, о торжестве добра и справедливости. И прежде всего писательское слово должно быть обращено к неокрепшим юным душам, которым так легко заблудиться в сумерках нашего смутного времени!

В этом деле, естественно, трудно переоценить роль прессы. К сожалению, демократию многие журналисты принимают за вседозволенность. Хорошим тоном в некоторых газетах считается ёрничанье, самодовольное глумление над памятью народа, его историей, обычаями, нравственными устоями. Особенно это касается молодёжной прессы. Причём в защиту такой линии приводят якобы неоспоримый аргумент: печатаем, мол, то, что молодёжи нравится. И поди им докажи, что если перед ребёнком положить на выбор хлеб и конфету, то он скорее всего выберет сладость. А для нормального развития ему ведь хлебушек нужен! Помните, как в «Празднике непослушания» Сергея Михалкова отчаявшиеся родители ушли от неуправляемых чад? Ни в коем случае не должны мы самоустраняться от воспитания молодёжи, иначе рискуем в скором будущем получить «праздник непослушания» во всей стране, и тогда, как вы точно подметили в одном из своих очерков, «тремя источниками и тремя составными частями мировоззрения молодёжи станут жевательная резинка, презерватив и нечто интимное с крылышками».

Я знаю, что астраханская писательская организация по вашей инициативе обратилась в областное Представительное Собрание с просьбой разработать и принять закон о защите нравственности и духовности, который хоть как-то сдерживал бы новоявленных растлителей, особенно телевизионных. Администрация области обратилась к законодателям примерно с таким же предложением. Так что будем числиться в ретроградах вместе!

Можно сколь угодно долго спорить о системах нравственных координат, но для здравомыслящего человека уже сейчас понятно, что похабные фильмы, пошлые рекламные ролики, конкурсы стриптизёрш на первых страницах молодёжной газеты – словом, все те «клубничные» развлекалочки, которые, кстати говоря, на «загнивающем Западе» давным-дано стали архаизмом, ничего, кроме вреда, наше молодёжи не принесут.

А по большому счёту вопрос о том, как воспитывать подрастающее поколение, или, другими словами, как поднять нацию, остаётся открытым.

Именно об этом говорил недавно в интервью один из наиболее здравомыслящих политиков Егор Строев: «Мы отступили от законов определения ценностей. Проросло желание быть великим, не являясь им. Поэтому поднять нацию можно, опираясь на что-то историческое в своём развитии. Вот президент Якутии Михаил Николаевич считает – можно поднять, опираясь на имени и деяния героев. Он говорит абсолютно верно, а я добавлю – необходимо опираться на памятники культуры, архитектуры, русского зодчества…»

Я бы поставил вопрос шире – нельзя намеренно вычленять из прошлого Родины только имена и деяния героев. Без воли народа, без его соборного духа никакой самый мудрый правитель и полководец не сумел бы в одиночку написать те страницы истории, которыми по праву может гордиться Россия. К сожалению, множество этих страниц, написанных кровью и потом наших славных предков, для нас, нынешних – тайна за семью печатями.

К примеру, Отечественная война 1812 года для многих ассоциируется исключительно с Бородинской битвой. А ведь русские дошли до Парижа! Кстати, по мостовым Монмартра цокали и копыта коней астраханских казаков и калмыков. Чем не повод для национальной гордости? А многие ли наши соотечественники знают, что не всегда русские стремились на заработки в сытые и «упакованные» страны, и что обиходным ныне словом «швейцар» именовали некогда тех швейцарцев, что валом валили служить в русских домах! Замечательный писатель Николай Лесков в прошлом веке писал о том, что петербургские бордели были заветной мечтой немецких «жриц любви». Может быть, этот факт не самого благородного свойства поможет нам сегодня понять глубину той нравственной пропасти, куда скатывается страна, безропотно торгующая дочерями своими повсюду – от Ямайки до Таиланда.

Историю России нужно постигать не как историю пьянства и распутства, а как историю жертвенной любви к Отчеству. Именно поэтому мне особенно импонирует творчество нашего замечательного краеведа Александра Сергеевича Маркова, под пером которого оживают многие забытые имена и факты. В данном случае совпадают моя гражданская позиция и читательский интерес. Как, впрочем, и в вашей задумке создать антологию астраханской исторической прозы.

Администрация области и вы лично много делаете для того, чтобы дать возможность писателям печататься. И это вызывает самые разнообразные отклики…

Как говорится, на каждый роток не накинешь платок. Но порой удивление вызывает критика нашей поддержки писателей. Помощь литераторам – это не моя прихоть, не пустое разбазаривание народных денег, а государственная политика, забота о нравственности, духовном здоровье общества!

Справедливости ради скажу, что и для писателей переход от стояния в многолетних очередях на издание книг к рынку, когда за деньги может опубликовать свои «творения» любой отъявленный графоман, был очень болезненным. Но сейчас, как мне кажется, время не разбрасывать камни, а собирать их. Свидетельством тому – объединение писательских организаций, которое, как показало время, разделяли вовсе не политические противоречия, а зашедшие в тупик личностные отношения, под крышей Союза писателей России.

Я с интересом прочитал все книги, опубликованные с нашей помощью в Астрахани. У местной литературы и славное прошлое, и не захиревшее настоящее, и, уверен, многообещающее будущее!

Поделиться:


Анатолий Гужвин: «Духовность должна быть первична!»: 4 комментария

  1. Гужвин действительно был Личностью с большой буквы. Он, пожалуй, единственный астраханский губернатор, кто с большой заботой и пониманием относился к проблемам ветеранов боевых действий.
    Весной 2004 года, он организовал «круглый стол», в котором приняли участие представители всех ветеранских общественных организаций и патриотических движений Астрахани. Перед присутствующими была поставлена первоочередная задача по патриотическому воспитанию молодого поколения. И не просто поставлена, но и была оказана финансовая поддержка ветеранам, с тем, чтобы всё задуманное не осталось лишь на бумаге, а реализовалось в жизнь.
    Сейчас, никого не интересует, как и чем живут ветераны, а та работа, что они проделывают в рамках патриотического воспитания молодежи, ими осуществляется исключительно за «спасибо», да ещё властьимущими мужами придумывается куча отговорок и отписок, с тем, чтобы разрушить такое понятие, как «преемственность поколений».
    Далеко ходить не надо. Буквально на днях Астраханская Госдума отклонила рассмотрение инициативы астраханских ветеранов боевых действий, затрагивающей интересы самих ветеранов. И это на фоне того, что в других регионах этот вопрос давно уж решен.
    Ветераны знают, кто из астраханских депутатов проголосовал «против», и на ближайших выборах постараются сделать так, чтобы «прокатить» как их самих, так и те партии, что они представляют.

  2. Спасибо, Юрий Николаевич! Светлая память Анатолию Петровичу! Почти всё, сказанное им полвека назад, весьма актуально и сейчас. «Власть хорошей не бывает. Власть – это насилие и ограничение во имя стабильной жизни общества… Плохо, когда власть взахлёб расхваливают, ибо чаще всего славословие инициируется самой властью, плохо и когда люди власть ругмя ругают – это создаёт почву для тех самых смут, мятежей, бунтов…» Или о задачах для нас, писателей, писать «…о любви к родной земле, к исторической памяти народа, о сочувствии и сострадании заботам и бедам сограждан, о торжестве добра и справедливости. И прежде всего писательское слово должно быть обращено к неокрепшим юным душам, которым так легко заблудиться в сумерках нашего смутного времени!» Ведь как говорил упоминаемый Вами Сергей Михалков, сегодня — это дети, завтра — это народ. Ещё раз спасибо, Юрий Николаевич, за то, что бережно храните и передаёте следующим поколениям память об Анатолии Петровиче, его мудрости и человечности!

  3. В августе 2004 года я по «горячим следам» написал очерк «Прощай Петрович», который выложен на ветеранском литературном сайте.
    http://artofwar.ru/w/woronin_a_j/proshay.shtml
    То были впечатления человека, который так и не смог проститься с Гужвиным в день его похорон. Интересна не только статья, но и комментарии к ней.
    Позже, я со «спецами» обсуждал тему возможного насильственного устранения губернатора, и мы пришли к выводу, что если это действительно имело место быть, то довольно четко вырисовывался круг «заинтересованных» лиц, в том числе, юридических, у кого Гужвин стоял на пути, не давая им набивать свои карманы за счет Астраханской области и её граждан.

Добавить комментарий для Анатолий Воронин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *