Александр Токарев. Вам не тошно, мастера культуры?

«Уважаемые товарищи потомки…» Да что там… современники! А вам не надоел «один тот же глупый и бессмысленный обман»? Сколько же можно, наступая на грабли, продолжать плыть по течению, подобно мёртвой рыбе, и подмахивать власти, которая далеко не от бога? Мы все выросли на одной и той же литературе, одних и тех идеалах и примерах. И что? Где Толстой с его нравственным императивом «Не могу молчать!» Где Блок с его прозрениями и приговорами? Где Есенин, проклинающий войну? Где вы все, мастера культуры? Чем дорожите, за что цепляетесь, чего боитесь?

«Кто меч скуёт? –

Не знавший страха!»

История запомнит смелых и сильных, напористых и безрассудных.

Эмиль Золя, бросивший вызов властям предержащим, засудившим невиновного по националистическим мотивам: «Я обвиняю!», одним этим поступком заслуживший бессмертие. Эрих Мария Ремарк, фронтовик-окопник, покинувший Родину, когда она оказалась неправа, — кто он: иноагент или нацпредатель? Курт Воннегут, наперекор общепринятым представлениям, рассказавший правду о варварских бомбардировках Дрездена в романе «Бойня номер пять», — руководствовался ли он ложным правилом, что о своих на войне — или хорошо, или ничего?

Или все они поняли, что правда и справедливость выше Родины, а интересы государства не всегда совпадают с интересами общества? А, может, просто не могли молчать, видя надругательство над теми принципами, что отстаивали в своих произведениях?

Много ли таких среди сегодняшних деятелей культуры? Не превратились ли вы, господа творцы, в просителей у некрасовского «парадного подъезда». Просите у власти то ли милости, то ли милостыни. Пыжитесь, чтобы вас хотя бы заметили. А ей плевать. Вы для неё — лишь социальная нагрузка. Культура при капитализме – вещь неликвидная.

Сколько среди вас решившихся идти напролом, без оглядки на семью, работу, престижное положение, спокойную и равномерную жизнь? Кто готов пожертвовать всем этим ради правды, справедливости, свободы? Никто! Увы и ах!

Радищев, пострадавший за «бунтовщичество», Рылеев, погибший за свободу, Достоевский, проходивший 8 лет в кандалах за дерзость, Гумилёв, расстрелянный за «антисоветчину», Лимонов, отсидевший в путинской России «за оружие».

«Погиб поэт! — невольник чести…»

А что сделали вы, чтобы войти в историю? Чтобы спустя столетия на вас ориентировались и ставили в пример? Вы хотите, чтобы вас замечали, ценили, благоволили вам? С чего бы это? Кому интересна массовка? У истории в цене индивидуальность.

Мастодонты века минувшего брезгливо отмахиваются от конформистов века сегодняшнего, как от случайно влетевшей в помещение мухи, нарушающей торжественность момента. Там, где когда-то создавались «Возмездие», «Поединок» и «Рассказ о семи повешенных», сегодня лишь унылые патриотические заклинания литературных витий, служащие дымовой завесой для прикрытия процессов распада и разложения, разграбления и мародёрства. Вам нравится такая роль, вам не тошно? Консерватизм, в русле которого вы творите, не имеет больше оправдания и перспектив. Если ты честен, ты не можешь не быть революционером. Иначе будешь продолжать обманывать себя и других.

Предчувствие тяжёлых, но неизбежных перемен – вот то, чего не видно в творениях русских писателей дня сегодняшнего. Казалось бы, и почва благодатная – декаданс рождал безупречные шедевры. Но вместо этого сегодня — одни иллюзии и заблуждения, радужные надежды, сменяющиеся тяжкими разочарованиями. Бесцветные «творения» и пошлые агитки, неискренние словеса и судорожные порывы. А ведь новому времени понадобятся свои певцы и летописцы, чувствующие нерв истории. Где они?

Неужто и впрямь не замечаете вы раскинувшейся необозримо кровавой зари, грозящей если не Мукденом и Цусимой, то Изюмом и Балаклеей, если не Девятым Января, то бог весть какими потрясениями будущего? Или вам так страшно, что вы затаились? Но отсидеться не получится. Никогда не получалось. А может, пропаганда растворила мозги в кислоте так, что к самостоятельному мышлению вы уже неспособны? Если так, то победили как раз те, с кем вы, господа патриоты, вроде как боретесь. Ведь радоваться тому, что сегодня происходит, могут или ненавистники России, или дураки.

Не видно что-то, несмотря на все старания официоза, искреннего патриотического подъёма в стране. Нет и в помине согласия в обществе, так необходимого во время войны. Не готовы дорогие россияне проливать кровь за интересы чиновников и олигархов. Отсюда и все оправдания россиянских властей по поводу невозможности мобилизации.

В скандально знаменитом романе Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» все попытки «перевоспитания» главного героя – убийцы и садиста Алекса – успехом не увенчались. Потому что природу человека из мира насилия можно переделать, лишь изменив сам этот мир. И сегодняшний мир чистогана, какими бы одеждами его ни прикрывай, будет преследовать только одну цель – получение прибыли. А деньги, как известно, не пахнут – ни кровью, ни потом. Ни страданием, ни болью.

Не потому ли литература так последовательно вытеснялась из приоритетов человека, что она позволяет видеть мир в его сложности и многообразии, а не пользоваться уже готовыми и навязанными клише?

Да, приходится признать – капитализм на данный момент победил. Но всегда, на любой войне, находились бойцы сопротивления, готовые противостоять превосходящим силам противника, не имея ни малейших шансов на успех, руководимые лишь верой в торжество их праведного дела.

Печальная участь ждёт Россию, если таковых не найдётся.

Поделиться:


Александр Токарев. Вам не тошно, мастера культуры?: 1 комментарий

  1. большая часть «мастеров культуры» похожа сейчас на тех, кто Пастернака исключал из Союза писателей: «не читал, но осуждаю». и стремящихся вовремя подлизнуть тем, кто выше их и значимей, поплевать в тех, равен им, но имеет противоположное мнение, отличное от «сильных мира культуры». К тому же карательная власть обладает не только хищническим аппетитом, но и дурью (ко мне, например, из-за публикаций приезжал следователь, вероятно хотевший выслужиться, так как постановления о задержании не предоставил мне (разговаривали через закрытую дверь, а в двери пластиковое окно) — дверь ломать не стал и уехал взбешённым, бросив калитку палисадника открытой, не смотря на пасущихся коров вблизи)… всё это показательно… быть индивидуальностью дано не всем… большая часть как персонаж из мультика «а мы пойдём на север»… И орять же: некоторым есть что терять, есть и обязательства перед близкими… Не всем дано быть Данко… иначе этой ситуации просто бы не было, просто бы быть не могло. Но общество не здорово. Вокруг ура-патриоты и насильники любители сажать подвластных им на швабры и бутылки… Мир ассенизаторов… А мастера культуры отираются от плевков и залечивают раны) за широту своих взглядов и бескрайность горизонтов, патриоты же цепляются за близкий, видимый горизонт, как точку опоры) верно у них — агорафобия! Мичюрин нам нужен и его селекция. Теперь это уже неизбежно — пора закостенелых вымести в прошлое, там где им самое место, чтоб они не поднимали пыль и не мешали видеть дальние горизонты тем, кто их может видеть.

Добавить комментарий для Игорь Братченко Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *