Александр Токарев. Happy end не для всех.

Фильм Евгения Сангаджиева «Happy End» через историю о вовлечении его молодых героев в бизнес виртуальных интим-услуг наглядно и откровенно показывает изнанку сегодняшнего российского капитализма, где каждый хочет поиметь другого, и где за любой успех приходится платить: собственным телом, репутацией, жизнью.

Используемые режиссёром средства – сюжетная динамика без лишних простоев и посторонних линий, откровенный (для сериала) секс и обнажёнка, наполняющие каждую серию картины, диалоги персонажей, обильно приправленные ненормативной лексикой, – всё это подходят современному зрителю куда больше, нежели прямое и унылое морализаторство.

В какой-то степени это шокирует и местами вызывает отвращение, но, даже приняв во внимание обычную для художественного произведения гиперболизацию в показе тех или иных явлений сегодняшней действительности, приходится признать – это наша действительность, наше счастливое настоящее, построенное в России за последние три десятилетия.

Вебкам-бизнес и порноиндустрия, проституция и торговля наркотиками — в эти и другие сферы деятельности, основанные на приносящей прибыль эксплуатации человеческих слабостей и пороков, охотно вовлекается неприкаянная, не имеющая чётких ориентиров в жизни и не находящая достойного применения своим силам молодёжь, желающая заработать как можно больше и как можно легче.

По сюжету двое молодых людей — Лера (Лена Тронина) и Влад (Денис Власенко), вынужденные спасаться бегством от криминальных элементов, преследующих их за мутные делишки бывшего бой-френда девушки Макса (Александр Горчилин), оказываются в Москве и, не найдя подходящей работы, организовывают эротическую интернет-трансляцию в онлайн-видео-чате. Заработав таким образом неплохие деньги, позволившие не только снять отдельную квартиру, но и безбедно жить в столице, герои не останавливаются на достигнутом и развивают свой аккаунт дальше, выдумывая новые фишечки для богатеньких онлайн-наблюдателей.

Преодолевая вместе испытания, связанные с криминальным прошлым и тревожным настоящим, Лера с Владом сближаются и, естественно, влюбляются друг в друга. Но чем дальше развиваются личные отношения Влада с Лерой, тем больше противоречий возникает между ними по поводу работы. Молодой человек понимает опасность, тупиковость и аморальность подобной занятости, а девушке, напротив, такая жизнь и работа по нраву: она не только зарабатывает своими эфирами на нормальную (по её представлениям) жизнь, но и получает удовольствие от новых ощущений и знакомств. Она без тормозов. Горизонты её провинциального сознания расширяются столь сильно и столь стремительно, что она уже не видит опасностей, подстерегающих её в этом свободном мире. Поддаваясь то на одно, то на другое искушение, Лера окончательно запутывается и теряет не только всякие моральные ориентиры (которых в общем-то и не было), но и чувство реальности, делая неосторожные шаги, за которые приходится расплачиваться, как и за все действия в этой изменившейся действительности.

Свобода, которой так упивалась Лера на волне своего виртуального успеха, в конечном счёте оборачивается зависимостью сродни наркотической – когда для продолжения удовольствия хочется ещё и ещё, несмотря на запущенный и необратимый процесс разрушения самого себя. Да, чтобы понять всё это в полной мере, надо дойти до точки невозврата, а потом, когда приступ тошноты всё-таки разрешится рвотой, попробовать исцелиться.

Параллельно развивается другая сюжетная линия, в которой привлекательная разведёнка Полина (Любовь Толкалина), воспитывающая 15-летнего сына, безразличного к проблемам матери и крепко подсевшего на видеоигры, не может справиться с долгом по кредитке и, случайно пересекнувшись с Владом и Лерой, снявшим у неё комнату, также втягивается в вебкам-бизнес. Оказывается, это во много раз доходнее, чем давать онлайн-уроки английского. Но и героиню Толкалиной подстерегают непредвиденные опасности, и вслед за успехом и заработком в её жизни возникают серьёзные проблемы, радикально решить которые оказался способен лишь её сын. «Шоковая терапия», связанная с новой «работой» мамы, пошла ему на пользу. Из малолетнего потребителя парень начинает превращаться в мужчину, осознающего свою ответственность перед близким человеком и способного сделать собственный жизненный выбор в интересах семьи.

По сути судьба Полины является противоположностью судьбы Леры, несмотря на их внешнюю схожесть, связанную с общей «занятостью». Лера входит в новый мир с опаской, но быстро начинает упиваться его «прелестями», а для Полины этот выбор мучительный, более чем вынужденный, а потому – не фатальный. И если дальнейшая судьба одной женщины выглядит весьма туманно, то судьба другой приобретает видимые и привлекательные черты.

Создатели фильма вовсе не пытаются выгораживать одних – объектов манипуляции, и демонизировать других – её субъектов. Ведь в сущности даже и они, управляющие судьбами слабых и зависимых, легко находящие ключик к каждому, тоже несвободны. Каждый может не только сожрать другого, но и рискует быть сожранным кем-то покруче. Кто-то кому-то должен, кто-то просто уже не в состоянии заниматься чем-то иным. И все повязаны. И всем друг на друга плевать. И ничего личного – только бизнес.

Несмотря на всю свою драматичность, фильм даёт надежду на лучший вариант судьбы, которую человек сам способен выбрать для себя, показывает возможность иного пути, нежели просто быть материалом для удовлетворения животных потребностей имеющих большие деньги скотов, возомнивших себя хозяевами жизни.

Поделиться:


Александр Токарев. Happy end не для всех.: 2 комментария

  1. вряд ли, что-то может быть одновременно и целомудренным, и раскрепощённым. Сериалы о вампирах в пионер-лагерях, о чикатилах… так или иначе культивирующих порочность и зло на экранах, и вряд ли имеют хоть толику положительного воздействия на умы молодых зрителей. Сработает инстинкт яркости события и желания повтора, а что там зреет в глубинах неких душ, или должно зреть — останется незамеченным.
    «Нужно жить или скромником, или цезарем!» — любил повторять один из самых известных императоров Римской империи Калигула. Монарх, обожавший купаться в роскоши, конечно, выбирал второй вариант. Интерес киноиндустрии к такой персоне не мог не повлиять на сознания людей, яркие зрительные образы дольше работают в сознании. После появления фильма о Калигуле, акцентирующем внимание на его сексуальном разгуле, появилась тенденция к подражательству — всплеск насилия на сексуальной почве, увеличилось количество извращений. Я не смогу привести ссылок и точных данных, ибо познакомился с фильмом давно и публикации о нём читал, так же, давно. Но эффект толпы никто не отменял. Мне думается экранизаторы порока должны рассматривать влияние своей работы через психологию общества, через его зависимости. И, конечно, нести ответственность за культивирование порока на экране или сцене театры.
    Моё мнение — это лишь моё мнение. Оно не обязано нравиться. Я так думаю. Если снимать для экрана натурализмы, то подражателей с извращённым сознанием увеличится и положительного эффекта от сказанного и показанного не будет.

  2. Надежда только ложная…Фильм как бы намекает нам «Занимайся непотребством и говори всем, что ты хороший специалист, в данном случае, режиссер, вроде как, и вообще чаще бей на жалость, авось большие и влиятельные люди примут тебя в свой распрекрасный мир денег и славы за то, что ты страдал и занимался не своим делом, ах ты наш несчастный»… Мысль эта подаётся настолько искусно, что не каждый так сможет… Напоминает кино 90-х, только там был другой посыл, будь волком или проиграешь, «Крысиный угол», «По прозвищу зверь», «Камышовый рай». Теперь, видимо, волки не нужны, лимит исчерпан, а нужны те, кого Ленин в письме Горькому назвал известной субстанцией нации, вот и лепят. А уж в Натурализм это завёрнуто или в Сентиментализм — дело десятое… Что лучше купят, в то и завернут.

Добавить комментарий для Игорь Братченко Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *