Поэзия в конце концов прекрасная вещь — надо с этим согласиться… (Фёдор Тютчев).
Великий поэт и философ сегодня вряд ли это повторил бы столь уверенно. Мы лишаем сами себя многих прекрасных вещей. Но по мере сил пытаюсь приучать молодых, настойчиво подталкивать к поэзии.
ПОДЛИННОСТЬ
В честь Всемирного дня поэзии, учреждённом ЮНЕСКО ровно 25 лет назад, Центральный дом литераторов был отдан в основном поэтам – зрелым и юным. Ну, и графоманам, конечно. В Малом зале мы проводили традиционный вечер со студентами кафедры журналистики Московского гуманитарного университета и умудрёнными коллегами из Союза писателей России – «О Подвиге – в стихах и песнях», а в Большом зале уже не первый год проходила странное мероприятие под названием: вручение премии «Поэт года» и «Писатель года», как будто поэт или публицист – не писатель.
Но не в терминах суть: я дважды критически писал об этом незнамо как проводимом назначении высоким званием, да снова напишу.
Но прежде хочу сказать огромное спасибо друзьям-поэтам и наставникам. Выступили председатель Совета по поэзии Виктор Кирюшин, зав. кафедрой журналистики МосГУ – прозаик и поэт Юрий Головин, ветеран журналистики и писатель Виктор Линник, украсили вечер очаровательные творцы — заслуженная артистка России, певица и поэт – Татьяна Ветрова, заслуженная артистка России, теледиктор – Галина Власенок, зам. председателя правления Союза писателей России — Нина Попова, поэтесса и редактор Ирина Денисова, актриса и поэт Вера Климкович, председатель Фонда Виктора Бокова – Татьяна Новикова, которая привезла юных лауреатов, продолжающих певучую нить стихов Бокова – выступили Игорь Кирюхин из Мытищ, Елизавета Цисавий из Красногорска и слепая исполнительница Анастасия Суркова.
Читали и пели под гитару мои студенты – Екатерина Чумакова, Роман Мухамадиев, Дина Шайхова, Александр Кондрашов, Петр Васильев, Анна Кетова, пришли выпускница кафедры журналистики – Валерия Шавельева и Александра Бурлакина. Простите за длинный перечень, но мне самому не верилось, что придёт столько трепетно выступающих подлинных приверженцев Поэзии. А про уровень – что говорить… Для примера: у нас в Малом зале выступил с пронзительными стихами-песнями первый лауреат премии «Моя Россия» в номинации «Песня, в атаку!» Анатолий Пшеничный:
Ты, Россия, взгляни на нас,
Вновь нам вышло тебя беречь.
Сколько лет нас топтали в грязь,
Обрывали погоны с плеч.
Но уткнулся в плечо приклад,
И раздвинул огонь дожди,
И с надеждой нам вслед глядят
Прозревающие вожди.
Сильно! Да и вожди-то не все ещё прозрели!
А в это время в Большом зале получал очередную премию «Поэт года» в номинации «Песни» олигарх Михаил Гуцериев. О качестве его текстов говорят всего две строчки:
Поцелуй и оставь на губах печаль.
Не скандаль, для любви не нужна мораль…
Для любви мораль не нужна? Может, он высокое чувство со своим бизнесом перепутал?
ПРОФАНАЦИЯ
Мораль нужна и в делах литературных. Предыдущие заметки об этой тусовке Российского союза писателей с цитированием бездарных виршей я назвал «Реалии мира тусовок и лжи», которые заканчивал вопросом: «Как можно получить высокий титул «национальная премия» с такими заниженными критериями, с отсутствием отредактированных книг, серьёзных публикаций и хоть какой-то прессы выше рецензий на Стихи. ру и отзывов подруг в Инстаграме?».
Организаторы, во главе которых стоит выпускник МФТИ Дмитрий Кравчук, основавший в 2000 году общедоступные литературные порталы со свободной публикацией графомании Стихи.ру и Проза.ру, пошли хитрым путём.
Они 21 марта вручили гран-при и другие премии состоявшимся авторам, не имеющим никакого отношения к Российскому союзу писателей, давно не печатающимся на ненужных им порталах А какой смысл? — спросит читатель. Ну, не так позорно выглядит премия, в числе организаторов которой значатся Министерство культуры и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Прислала своё поздравление почему-то Мосгордума и министр культуры Ольга Любимова, хотя литературу и книгоиздательский процесс минкульт, вроде, не курирует.
А, во-вторых, это же приманка для начинающих графоманов – вот состоявшиеся имена, а вы проплачивайте коммерческий проект и тоже дорастёте. В 2020 году прибыльный коммерческий и графоманский проект — Российский союз писателей – приносил хорошие деньги хитрому пиарщику Кравчуку, Анна Велинская (Краснодар) написала хлёсткую статью, вскрыла всю подноготную в РП. Разместить своё произведение на главной странице этого союза Стихи.ру стоит 1000 р, в ленте произведений – 500 р, а в ленте рецензий – 200 р. Качество произведений при этом никто не проверяет, но так зарабатывается рейтинг, на основании которого присуждается премия «Народный поэт». На портале Стихи.ру тогда было зарегистрировано 840000 авторов, а сегодня – больше миллиона! Представьте, если каждый из них хотя бы по разу захочет разместить своё произведение на главной странице?
Поэт и прозаик Владислав Артёмов – главный редактор «Москвы», входивший в жюри премии, в моей ленте написал про Кравчука: «Умный человек. Зарабатывает на страсти тщеславия. Графоманы собраны в кучу, причём, сами сбежались. В каком-то смысле этих овец и стричь не надо, сами себя стригут и шерсть сдают добровольно. Но ты не прав в одном пункте — там много и настоящего, просто трудно искать в огромном море. Я оттуда извлёк и напечатал с десяток авторов».
Ну, пусть он «извлечёт» из награждённых в ЦДЛ. Там есть «совсем неизвестные» и, повторяю – вообще не из той степи. И уж, конечно, не молодые начинающие, как трезвонят организаторы и покровители.
Гран-при «Поэт года» получил Дмитрий Воденников (Москва), стихотворец, эссеист, радио- и телеведущий, выпустил более пятнадцати книг стихов и прозы. Автор и ведущий программ о литературе на «Радио России» и радио «Культура». Ещё в 2007 году в рамках фестиваля «Территория» (автор идеи – Кирилл Серебренников) был избран «Королём поэтов». Как он сам о себе говорит: «У меня одно достоинство. Возможно, единственное. Я внимательно слушаю людей. Нет, не люблю людей (я их не люблю), а просто слушаю». Ничего так, для якобы русского поэта – не любить людей. Зато он Бузову любит: «Бузова это вообще Микеланджело». «Литературная газета» печатает его разворотами, как никого сегодня. Вот прямо начальное стихотворение про стрижку самого себя, херувима:
Обчикал себя – а вышло действительно элегантно.
Я же кудрявый.
Я русский пожилой херувим.
Меня любит Бог.
Первая, вторая, третья премии – тоже известные поэтессы, а премия «Дебют» просто умилила: Стефания Данилова (Санкт-Петербург), когда я писал о сравнительно молодой поэзии Питера, говорил о ней: «Вот Стефания Данилова – самая опытная и, можно сказать, именитая из молодых питерских поэтесс, выпускница СПБГУ, автор 16 книг (!), выходивших в “АСТ”, “РиполКлассик”., лауреат премии “Северная звезда” журнала “Север” (2018), конкурсов: “Зримое слово” журнала “Москва” (2019 – В. Артёмов, наверное, «нашёл»!), “Боспорские агоны” (2019), “Мгинские мосты” (2019) и многих других.
Каков смысл такого «дебюта-открытия»? Как писала она в книге десятилетней давности:
хорошо быть поэтом
хорошо быть не виноватым
в текстах чуть ли не убивая людей при этом
каждый в тексте быть может другом, любимым, братом
если в жизни союз ваш кажется полным бредом
каждый становится
литературным фактом
своеобразной игрой без света
сколько скелетов живут у меня в кладовках
Да и скелетов особых нет — кругом неприкрытая профанация.
Ещё один ярчайший пример – ещё одна «сенсация»:
Гран-при «Писатель года» получил… (барабанная дробь) Захар Прилепин. В прошлом году он (разве с помощью Российского союза писателей?) выпустил и мощно раскрутил в СМИ и новых медиа три книги — биографию «Шолохов. Незаконный», цикл рассказов «Собаки и другие люди» и книгу эссе «Координата Z». По данным годового отчёта Книжной палаты Прилепин стал самым покупаемым в России автором 2023 года. Ну вот ещё одну получил в ЦДЛ… Молодым рассказываю – не верят.
На сайте Российского союза писателей написано: «В виду популярности и автономности порталов Стихи.Ру и Проза.Ру сама персона Дмитрия Кравчука периодически вызывает бурю негодования в литературных кругах Союза писателей России. В основном всё сводится к распространению различных сплетен относительно личной жизни Дмитрия Кравчука. В виду этого, сам создатель порталов предпочитает вести закрытый образ жизни».
Боже ты мой — какой-то странный и выспренный выпад в адрес Союза писателей России – прямо уж «буря негодования».
А сплетен и распространять не надо – всё ж на виду. Правда, власть не видит и поддерживает – ей удобнее иметь дело с графоманами или, наоборот – с проверенными фигурами. Мертвечина, коммерция и профанация.
«Российский писатель»